nav-left cat-right
cat-right

Что же такое харизма?

Что же такое харизма?

Прочесывание Интернета показывает, что специалистов, изучающих вопрос харизмы и излагающих свою точку зрения на этот вопрос можно объединить в четыре группы. Это мистики (в том числе, представители церквей), психологи, специалисты по имиджу (не визажисты, ибо имидж – это не только прическа и маникюр, а вообще управляемая система мнений и заблуждений об объекте) и специалисты по коммуникации (в том числе по управлению).

Мистики в разных формулировках утверждают, что харизма – данная свыше для реализации миссии способность оказывать влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.

Психологи сводят харизму к набору психологических черт, которые в совокупности приводят к способности человека оказывать влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.

Имиджмейкеры глумливо шутят, что при наличии соответствующего бюджета, они сделать героя-подводника из кого угодно. И полагают, что харизма – плод воображения окружающих. И именно этот плод – имидж, позволяет носителю оказывать такое влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.

Специалистам по коммуникации не остается ничего другого, как признать, что харизма сводится к набору коммуникативных навыков человека. И эта совокупность навыков приводит к тому, что человек может оказывать влияние на других людей, увлекать своими идеями, вести за собой.

Кто прав?

Все? Никто? Кто-то один? Даже странно спорить на эту тему. И странно, что такие споры сегодня идут. И споры весьма ожесточенные. Мне же эти группы специалистов напоминают тех трех слепцов из притчи, которые, потрогав слона, высказали свои суждения о том, что есть слон. Потрогавший хвост утверждал, что слон подобен змее, потрогавший ногу, что колонне храма, потрогавший ухо сказал, что слон подобен пальмовому листу. Кто из них был прав? И все и никто.

Харизма, подобно тому слону, не сводима лишь к имиджу, психологическому портрету, способности выстраивать коммуникацию или к необъяснимой одаренности чем-то мистическим. Более того, все определения дополняют друг друга и позволяют увидеть объемную картину.

Специалисты по имиджу считают, что элементы, образующие харизму являются управляемыми носителем (ведь он может менять имидж), но не являются видимыми объектами воздействия. То есть, люди не в состоянии вычленить эти элементы.

Специалисты по мистике считают, что элементы, образующие харизму не только не видимы объектами воздействия, но и не управляемы самим носителем. Не мудрено. Ведь это дар свыше.

Специалисты по коммуникации настаивают на том, что харизматическое влияние управляемо (это тоже объяснимо, ибо человек в состоянии развивать коммуникативные навыки) и видимо объектами воздействия (или слышимо). И люди могут объяснить желание следовать за харизматиком.

Психологи считают, что харизматическое начало неуправляемо носителем (как и многие черты и поведенческие реакции), зато вполне видимы объектами воздействия.

Нарисуйте квадрат. Разделите его на четыре равных квадрата. По горизонтали напишите над первым «видимо», над вторым «не видимо». По вертикали напишите перед первым – «управляемо», перед вторым «неуправляемо». В соответствующие перекрестья впишите психологию, мистику, имиджмейкинг и коммуникацию. У вас получится заполненный квадрант. Так и харизма включает все эти элементы, и недостаток одного из них обязательно компенсируется другими. Поэтому мы никак не можем найти единого определения харизмы. И более того, мы даже не можем договориться, что под этим понимать. И еще более того, мы спорим. Ибо у одних из нас один жизненный опыт, а у других другой. Один встречал людей харизматичных, но у них не было тех черт, которые были у тех харизматиков, которых встречал другой.

И вот, что я хочу сказать, раз уж пошел разговор о прикладном характере харизмы. Сегодня в России в бизнесе и политике харизма в чистом виде не встречается. И не может встретиться. И слава Богу! Почему – узнаете в других моих статьях. Но элементы харизматического имиджа и харизматического управления все мы используем. Но пока не осознаваемо. А благодаря нашим публикациям сможем это делать не только управляемо, но и уместно. В ситуациях, когда они более эффективны. 

Радислав Гандапас
www.radislavgandapas.com

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *